Уважаемые родители 15 и 16 февраля 2023 года пройдет краевая диагностическая работа для выпускников начальной школы «Групповой проект» (КДР4 ГП).
Чему учит школа? Ответить нетрудно: читать, писать, решать уравнения, находить на карте Каспийское море…
Уточним наш вопрос: чему учит именно школа? Что не по силам ни родителям, ни репетиторам? Школа учит взаимодействию с другими. Что особенно важно – со сверстниками. Здесь нужно выражать свою позицию так, чтобы ее услышали и приняли, слышать другого, договариваться, если возник конфликт. Именно в таком взаимодействии человек взрослеет.
Что отличает взрослого от ребенка? Взрослый сам ставит себе цели. Сам решает, как их достигать. Сам проверяет, все ли идет как надо, и оценивает, что у него получилось. Пока рядом взрослый, ребенок осознанно или неосознанно надеется на него, ждет указаний, подсказок, оценки. И только тогда, когда начинается работа без взрослых, он начинает брать эти функции на себя.
В новом образовательном стандарте умения взаимодействовать с другими, организовывать свою и общую работу, приравнены по значимости к освоению программ по предметам. Это так же важно, а может быть, даже важнее. Поэтому в конце начальной школы проводится особая, ни на какую другую не похожая диагностическая работа – групповой проект, когда группа из 3-5 детей что-то мастерит, рисует или исследует, а потом представляет свою работу классу.
Тут не важен результат (что-нибудь обязательно выйдет неровно, неполно или неправильно). Важно, как дети это будут делать и смогут ли действовать вместе.
Умение работать в команде входит в число ключевых навыков XXI века.
Групповой проект – не экзамен, за него нет отметок. Но по итогам диагностики родители могут узнать, может ли ваш ребенок организовать свою работу и на равных работать с другими. Участвует ли он в уточнении замысла работы, предлагая свои идеи или только выполняет порученное? Получается ли у него выполнить ту часть работы, которую он берёт на себя? Может ли он рассказать о том, что получилось?
Диагностика показывает, с чем школе работать дальше. И обучение на разных предметах и вне уроков должно планироваться так, чтобы помочь ученику преодолеть его проблемы в коммуникации и самоорганизации.